Фарфоровые пласты Ли Мин-ляна
Фарфоровые пласты Ли Мин-ляна в жанре "цаочун".
Ли Мин-лян 李明亮 — знаменитый китайский мастер керамики, росписи по керамике, художник. К сожалению, несмотря на то, что Ли жил в XX веке, сведений о нем практически не сохранилось, и многое извлекается в первую очередь из собственных подписей Ли Мин-ляна на его работах. Так, оттуда известно, что происходил он из Ваньнаня, местечка на территории совр. пров. Аньхой, известного своими традициями по части изготовления расписной керамики, тесно связанного с Цзиндэчжэнем; Ли Мин-лян работал и в Цзиндэчжэне, что также следует из подписей к его изделиям. Ли Мин-ляна иногда относят к так называемым «Чжушань сяо баю» — «младшим восьми друзьям из Чжушани», в смысле продолжателя традиций и мастера младшего поколения. Ли Мин-лян специализировался и достиг высокого мастерства в традиционных жанрах китайской живописи, восходящих к жившему при Пяти династиях живописцу Хуан Цюаню (黃荃 ?—965), — хуаняо, «цветы и птицы», и цаочун, «травы и насекомые».
Цзиндэчжэнь, где работал Ли Мин-лян, пожалуй, самый знаменитый керамический центр в Китае. Керамическое производство здесь существовало уже при династии Хань (206 до н.э.-220 н.э.). Нынешнее название город получил в 1004 году по указу Чжэнь-цзуна (998-1022), императора династии Сун (960-1279). Именно здесь появился знаменитый сине-белый фарфор, ставший одним из символов Китая. Жанр цаочун был и остается распространенным в китайском искусстве. Нет смысла перечислять великих китайских художников, работавших в этом жанре. В этой статье мы поговорим о двух наборах пластов, автором которых значится Ли Мин-лян.
На одном из этих наборов изображены бабочки и растения - древовидные пионы.
На всех пластах стоят идентичные подписи художника - «В восьмую луну осени года под циклическими знаками гэн-инь в странноприимном доме в Чжушане нарисовал Ли Мин-лян из Ваньняня». Год гэн-инь — 1950-й.
4. «Красавица над красотою кружит».
Еще один набор пластов с подписью Ли Мин-ляна
Они также относятся к жанру «цаочун».
На всех пластах стоят идентичные подписи художника - «В девятую луну осени года под циклическими знаками у-цзы в гостевом домике в Чжушане нарисовал Ли Мин-лян из Ваньняня» (год у-цзы — 1948).
Надписи на пластах:
2. «Да продлится жизнь на долгие годы».
3. «Удачи во всех делах».
4. «Осенью стрекочет утонченно-чисто».
Следует сказать, что, как и в предыдущем случае, порядок расположения пластов выбран произвольно и может не соответствовать замыслу художника. На трех пластах изображены цикады - любимые насекомые китайцев. И сейчас китайцы держат цикад в специальных домиках-коробочках и наслаждаются их пением-стрекотом. Цикада в представлениях китайцев связана с идеей бессмертия - рождение насекомого из личинки, пролежавшей в земле, воспринималось как способность к возрождению после пребывания в подземном мире. Поющая цикада ассоциировалась также с образом вдохновенного поэта, свободного от мирских забот. Семантика стрекозы близка к цикаде. Гранаты - символ потомства, многочисленного как зерна граната.
Персик - символ долголетия.
Цикада на раскрытом красном цветке -символ счастливого любовного свидания.
Грозди китайских яблочек - также символ многочисленного потомства.
Мы не знаем, насколько обычные китайцы понимали семантику изображений, но даже не зная потаенных значений, можно просто любоваться прекрасными произведениями художника.
|