Статьи
Фарфоровые пласты Ли Мин-ляна


Фарфоровые пласты Ли Мин-ляна в жанре "цаочун".

Ли Мин-лян 李明亮 — знаменитый китайский мастер керамики, росписи по керамике, художник. К сожалению, несмотря на то, что Ли жил в XX веке, сведений о нем практически не сохранилось, и многое извлекается в первую очередь из собственных подписей Ли Мин-ляна на его работах. Так, оттуда известно, что происходил он из Ваньнаня, местечка на территории совр. пров. Аньхой, известного своими традициями по части изготовления расписной керамики, тесно связанного с Цзиндэчжэнем; Ли Мин-лян работал и в Цзиндэчжэне, что также следует из подписей к его изделиям. Ли Мин-ляна иногда относят к так называемым «Чжушань сяо баю» — «младшим восьми друзьям из Чжушани», в смысле продолжателя традиций и мастера младшего поколения. Ли Мин-лян специализировался и достиг высокого мастерства в традиционных жанрах китайской живописи, восходящих к жившему при Пяти династиях живописцу Хуан Цюаню (黃荃 ?—965), — хуаняо, «цветы и птицы», и цаочун, «травы и насекомые».

Цзиндэчжэнь, где работал Ли Мин-лян, пожалуй, самый знаменитый керамический центр в Китае. Керамическое производство здесь существовало уже при династии Хань (206 до н.э.-220 н.э.). Нынешнее  название город получил в 1004 году по указу Чжэнь-цзуна (998-1022), императора династии Сун (960-1279). Именно здесь появился знаменитый сине-белый фарфор, ставший одним из символов Китая.

   Жанр цаочун был и остается распространенным в китайском искусстве. Нет смысла перечислять великих китайских художников, работавших в этом жанре. В этой статье мы поговорим о двух наборах пластов, автором которых  значится Ли Мин-лян.

На одном из этих наборов изображены бабочки и растения - древовидные пионы.


На всех пластах стоят идентичные подписи художника - «В восьмую луну осени года под циклическими знаками гэн-инь в странноприимном доме в Чжушане нарисовал Ли Мин-лян из Ваньняня».  Год гэн-инь — 1950-й.

Надписи на пластах:


1. «Необычайная краса и аромат божественный».


 
2. «Прекрасного благоухания нежная краса».


 
3.  
«Весенний ветер тень прекрасную несет».



4. «Красавица над красотою кружит».


Как видно из подписей, кроме благопожелательной символики (пион символ богатства, бабочка - символ долголетия и богатства) надписи несут и некоторый эротический оттенок. Это не случайно. В.Эберхард указывает, что изображения насекомых символизируют сексуальные отношения (Eberhard W. A Dictionary of Chinese Symbols. N. Y., 1984.), любовная игра - «игра в мотылька и бабочку», бабочка, берущая нектар из сердцевины цветка - аллюзия соития. Это же в значительной степени относится и к цветам - пион (особенно красный) символизирует не только богатство, но и женские гениталии - вот почему бабочки на пластах Ли Мин-ляна стремятся к нему.


Еще один набор пластов с подписью Ли Мин-ляна


Они также относятся к жанру «цаочун».

 

На всех пластах стоят идентичные подписи художника - «В девятую луну осени года под циклическими знаками у-цзы в гостевом домике в Чжушане нарисовал Ли Мин-лян из Ваньняня» (год у-цзы — 1948).

Надписи на пластах:


1. «Насекомые осенние жужжат-гудят».

2.  «Да продлится жизнь на долгие годы».

3.  «Удачи во всех делах».

4. «Осенью стрекочет утонченно-чисто».

Следует сказать, что, как и в предыдущем случае, порядок расположения пластов выбран произвольно и может не соответствовать замыслу художника.

На трех пластах изображены цикады - любимые насекомые китайцев. И сейчас китайцы держат цикад в специальных домиках-коробочках и наслаждаются их пением-стрекотом. Цикада в представлениях китайцев связана с идеей бессмертия - рождение насекомого из личинки, пролежавшей в земле, воспринималось как способность к возрождению после пребывания в подземном мире. Поющая цикада ассоциировалась также с образом вдохновенного поэта, свободного от мирских забот. Семантика стрекозы близка к цикаде.

Гранаты - символ потомства, многочисленного как зерна граната.



Персик - символ долголетия.



Цикада на раскрытом красном цветке -символ счастливого любовного свидания.



Грозди китайских яблочек - также символ многочисленного потомства.



Мы не знаем, насколько обычные китайцы понимали семантику изображений, но даже не зная потаенных значений, можно просто любоваться прекрасными произведениями художника. 


Александр Дубровин.




Сделать заказ