Статьи
Мозаичная революция в эмали.

Мозаичная революция в эмали


Андрей Манджос «Михайло Ломоносов»
мозаика из горячей ювелирной эмали: медь, эмаль, дерево, 31  х 40,5 см, 2005 г.

 

«В начале 21-го века московский художник Андрей Манджос изобрел технику эмалевой мозаики, о которой можно говорить, как о новом направлении в изобразительном искусстве. Суть изобретения сводится к тому, что он объединил воедино два совершенно разных искусства: искусство мозаики, величайшим представителем которого является М.В.Ломоносов, организовавший в России первое мозаичное производство, и искусство горячей эмали, которая у нас в России ярче всего представлена школой Карла Фаберже. Изобретение А. Манджоса может по достоинству оценить тот, кто знает, что такое горячая эмаль, и знает, насколько трудно совместить при ее обжиге хотя бы несколько цветовых оттенков. А.Манджос нашел экспериментальным путем простое и гениальное решение – использовал маленькие пластинки, покрытые горячей эмалью, из которых, как из элементов мозаики, создается общее художественное изображение, причем каждый цветовой оттенок обжигается предварительно и отдельно. Удивительно, что никто раньше не додумался до этого простого решения, даже Карл Фаберже почему-то изготовил свое единственное мозаичное пасхальное яйцо не из горячей эмали, а из камней. 

Первые результаты превзошли все ожидания – сложенные из множества прямоугольных каплевидных элементов, скульптурные изделия и мозаичные панно заиграли, засверкали всеми цветами и оттенками. Все драгоценные свойства эмали сохранились в новой технике, а палитра расширилась настолько, что можно говорить о революции в эмалевом искусстве. Художник пришел к своему открытию не сразу, а посвятил сначала годы на изучение принципов Ломоносова в смальтовой мозаике, продолжателем школы которого его можно по праву считать, потом – на эксперименты с горячей эмалью, а затем на изучение возможностей эмалевой мозаики. В своих работах Андрей Манджос органически сочетает мощный красочный экспрессионизм с точной передачей индивидуальных духовных образов своих современников. А развивая в творчестве принципы М.В.Ломоносова, он не прорисовывает отдельные детали лица, мелкие подробности или маленькие фигурки, а магически творит из нескольких разноцветных фрагментов некий совокупный образ, передавая общее ощущение от предмета. Художник также широко использует в своей мозаике принцип декоративного пятна, что роднит его стиль и с наилучшими достижениями импрессионизма, и с древними методами иконописи.

Говоря о стиле, нельзя не отметить отчетливый классицизм художника, ярко выраженный, например, в портрете «Михайло Ломоносов». Кажется, что этот парадный, буквально царский портрет создан много столетий назад, настолько блистательно и совершенно его исполнение, настолько цельно и образно передана духовная сущность великого русского просветителя. Благодаря огромному числу мельчайших мозаичных фрагментов в портрете полностью достигнут живописный эффект. Художник словно старается показать, что открытая им техника ни в чем не уступает по свободе и выразительности масляным краскам, а по драгоценной фактуре намного превосходит их. Он часто использует простые классические сюжеты, но преподносит их настолько декоративно, свежо и жизненно, так глубоко прорабатывает фон, так смело экспериментирует с цветовыми сочетаниями, что его невозможно спутать ни с кем из художников. В каждой его картине словно чувствуется сила огненной стихии – наверное, от свойств горячей эмали. Каждый миниатюрный квадратик кладется не автоматически, а со смыслом, каждая цветовая крупинка многозначительна на своем месте и несет нужную визуальную информацию. Эта продуманность техники в сочетании с ярким внутренним восприятием самого художника объясняют ту непохожесть и самобытность, которая выделяет его произведения на фоне современной спонтанной живописи.

За какую художественную задачу не брался бы автор, будь то фамильный герб, мозаичная парсуна или инкрустация на фарфоре, везде мы видим превосходное качество, завершенность мысли и глубину образа. Но больше всего поражает кропотливость техники, особенно когда автор озвучивает, сколько эмалевых фрагментов было использовано на ту или иную вещь. Например, в портрете Ломоносова их 13. 650, а в панно «Город на Неве. Мозаичное путешествие по Санкт-Петербургу» - 18.421. Редко кто из художников отважится сегодня на такой немыслимый труд. Но именно эта ручная кропотливая работа и восхищает современников, объясняя высокую стоимость произведений А. Манджоса, и поэтому смело можно сказать, что портреты, выполненные из эмалевой мозаики, являются самими дорогими в мире. 

Представьте себе, что для обработки одной крохотной пластинки, покрытой горячей эмалью, требуется до 28 ювелирных операций, что для создания целостного образа из этих точечных частиц необходима гигантская творческая концентрация, граничащая со священнодействием, и вы поймете, что такая трудоемкость процесса ставит изделия из эмалевой мозаики в ценовом отношении вровень с мозаиками из драгоценных камней, а в некоторых случаях и превосходит их, особенно при использовании витражных, миниатюрных и микроминиатюрных фрагментов, так называемых, «Молекул Фаберже». Его произведение «Президент России Владимир Путин» уже намного опередило по стоимости другие существующие портреты второго президента России и на каком-нибудь европейском аукционе начнет не меньше, чем с полмиллиона евро. Однако, учитывая потрясающую неординарность произведений, силу их воздействия на воображение зрителя и внимание со всех сторон к новому виду искусства, надо констатировать, что необычайно высокая цена соответствует их исторической ценности. Андрей Манджос - это явление в художественном мире, а созданные им вещи могут украсить любой музей, любую коллекцию и экспозицию.

Творчество Андрея Манджоса и неподдающийся описанию шарм его мозаичных произведений - это возрождение утраченных традиций русского искусства, которое когда-то было так популярно в мире. И это только начало, скоро благодаря эмалевой мозаике в России появится новая школа мозаичного искусства с возрожденной духовностью, традициями и новыми взглядами на роль творчества в нашей жизни, и осуществиться главный проект художника – музей «Эмалевая комната».



© Copyright: Михаил Андреев, 2010


Сделать заказ