Статьи
Жезлы, исполняющие желания.



Жезлы, исполняющие желания.

   Добиваться исполнения желаний можно по-разному. Кто-то просто загадывает, Аладдину нужно было потереть волшебную лампу, старик Хоттабыч вырывал волосок из бороды и бормотал заклинание (кстати, в книге Л.Лагина он говорит вовсе не «трах-тибидох», как в фильме, а «лехадодиликраскало» - строку из песни, которой евреи встречают Субботу - такая шутка писателя, незамеченная цензорами). Китайцы используют для этого жезлы жу-и.

В нашем антикварном магазине всегда представлено несколько жезлов, привезенных из Китая.

   Традиционно считается, что форма жезла жу-и восходит к грибу линчжи (лат. Ganoderma lucidum) , зонтичному грибу на тонкой ножке. Гриб же, в свою очередь, похож на Лунную корицу - волшебное дерево с пышной кроной и тонким стволом, растущее на луне.

Все волшебные предметы и существа с луны связаны в китайской мифологии с представлениями о бессмертии. Естественно, что желание долголетия было одним из самых сильных, что и обусловило, по-видимому, форму жезла. Правда, сотрудник Государственного Эрмитажа Н.Г.Пчелин в статье «Жу и» (Горный журнал, 2008, специальный выпуск) пишет, что изначально жезл имел фаллическую форму и, следовательно, прежде всего, был символом мужской силы. Однако, приведенные им в качестве доказательства изображения фаллосов вряд ли имеют отношение к жезлам жу-и.

    Первые  изображения жезлов жу-и разные авторы видят, начиная от  росписей Дуньхуана (4 в.н.э.) и далее. Возможно, пристрастные исследователи хотят видеть жезлы жу-и в стеблях лотоса с круглым цветком на конце.  Но с уверенностью говорить о жезлах жу-и мы можем, на мой взгляд, с минского периода (17 в.), когда они получили широкое распространение.

   Жу-и делали из самых различных материалов - камня, металла, фарфора, дерева. Самыми ценными считались жезлы из нефрита - символа мужского начала. Размера они тоже были разного - от нескольких сантиметров до 2-3 метров в длину.

   Кроме основной функции - исполнения желаний - жезлы несут и всякую благопожелательную символику. Вот это я и хотел описать в этой статье на примерах жезлов жу-и из моей коллекции.

   Самый, наверное, красивый и ценный - позолоченный металлический жезл, украшенный полудрагоценными камнями и жемчугом.

 Жезл изготовлен из латуни и позолочен. Снаружи он украшен просечным ажурным чеканным орнаментом,  с нижней стороны - обычной чеканкой.  Основной орнаментальный мотив - изображения лотосов. Лотос - один из важнейших символов буддизма - зародившись в почве, прорастая сквозь воду к небу, он соединяет все миры, являясь аналогом Мирового древа. Прорастая сквозь болотную грязь, он остается незапятнанным, сохраняя чистоту. Лотос вырастает не только из зерна, но также из почек на собственном стволе, т.е. он самосущий, его рождение не связано с желанием и оплодотворением. Буддийские персонажи часто изображаются стоящими или сидящими на цветке лотоса, лотосовом троне. Праведники в Западном раю будды Амитабхи возрождаются в цветке лотоса, и незапятнанные рождением из женского лона, в конце жизни достигают нирваны. Лотос - пожелание чистоты в этом рождении, счастливого нового рождения, достижения просветления.

   Интересна цветовая символика жезла. Использованы следующие цвета: желтый (позолоченный металл), белый (жемчуг и перламутр), красный, синий и зеленый (драгоценные камни). Желтый цвет – императорский. Белый цвет олицетворяет чистоту духовных исканий, внутреннее совершенство человека. Красный цвет – символ мужского начала мироздания, зеленый – женское космическое начало. Сочетание этих цветов имеет эротическую символику. Синий цвет - как правило, символизирует Небо.

   Символическое значение имеют и сами камни - бирюза имела те же свойства, что и нефрит, также она прочно связана с изготовлением эликсира бессмертия в даосской практике. Лазурит обозначал чистоту помыслов и искренность просвещенного человека. В сочетании с кораллом лазурит символизировал гармонию мужского и женского начал. Жемчуг связан с луной, женским космическим началом, в то же время - это атрибут чакравартина, совершенного правителя.

   К жезлу прикреплен «бесконечный узел»-шриватса, символ единства сострадания и мудрости.

   К пожеланиям долголетия, конечно, относятся и изображения Восьми бессмертных. Жезл с их изображениями фланкируют изображения грибов линчжи (что позволяет мне заключить, что форма жезла все же восходит к грибам не в меньшей степени, чем к фаллосу).

 В центральной части изображения Восьми бессмертных . Позволю себе рассказать о них вкратце.

   Люй Дунбинь (кит. 李鐵拐), этот бессмертный обыкновенно изображается хромым нищим, опирающимся на железный посох. В правой руке он держит тыкву-горлянку, в которой находится снадобье, обладающее таинственной силой - с его помощью можно отделять душу от тела.

   Презиравший мирскую суету и все соблазны мира, Ли Тегуай вел аскетический образ жизни, удалившись в горное ущелье. Он часто отправлялся на небо, оставив свое тело на земле на попечении ученика. Однажды, когда Ли Тегуай отсутствовал слишком долго, его ученик, решив, что он умер, сжег тело учителя. Ли Тегуай, вернувшись на землю, не обнаружил своего тела, поэтому пришлось ему воплотиться в первое попавшееся тело - хромого нищего. Врач и учёный, защитник больных, покровитель магов и астрологов.

 

   Чжунли Цюань (кит. 韓湘子) считается реальной личностью, жившей в эпоху Сун. Он начал свою карьеру, работая в правительстве, но вскоре оставил ее, убедившись в пустоте и мелочности дел, которыми он был вынужден заниматься, и отправился искать истину. Люй Дунбинь, который всегда занимался поиском людей, ищущих истину, заметил странствующего Хань Сянцзы и взял его на обучение вместе с Хань Чжунли. Хань Сянцзы особо преуспел в изучении магических знаний. К тому же, он отличался веселым нравом, превращающим его учение в определенное качество жизни, и умел зимой выращивать цветы. Его обычно изображают красивым юношей, который играет на флейте. За эту красоту Хань Сянцзы даже ассоциировался с женщиной, и на изображениях ему придавались женские черты. Покровитель музыкантов.

   Цао Гоцзю (кит. 張果老), из всех восьми бессмертных самый старый по годам и самый благоразумный. За это его и прозвали «лао» («старый», «почтенный», «уважаемый»). Жил он отшельником в горах и всю жизнь скитался. Чжан Голао всегда ездил на белом муле лицом к хвосту, проезжая за день по нескольку десятков тысяч ли. Когда бессмертный останавливался где-либо, он складывал мула, как будто тот был вырезан из бумаги, и клал его в сосуд из бамбука. А когда нужно было ехать дальше, брызгал на сложенную фигурку водою изо рта, и мул снова оживал.  Чжан Голао покровительствовал супружескому счастью и рождению детей. На популярном в народе рисунке он изображен сидящим на муле и подносящим младенца только что повенчанной паре. Чжан Голао считают также покровителем изящных искусств. Его часто изображают с бамбуковым сосудом для кистей. Покровитель стариков.

   Лань Цайхэ (кит. 何仙姑): родилась в провинции Гуандун в эпоху Тан. В возрасте пятнадцати лет Хэ повстречалась с Люй Дунбинем, который начал приобщать ее к Дао. Он научил ее питаться слюдой, в результате чего она обрела божественную легкость и могла перелетать через горы и собирать дикие фрукты, тем самым, зарабатывая себе и своей матери на жизнь. Впоследствии Люй подарил ей персик с острова бессмертных Пэнлай, и она перестала нуждаться в еде и питье. Со временем Хэ Сяньгу стала предсказательницей судеб, и люди уважали ее за доброту и заботу. Бессмертная Хэ является символом чистоты и традиционно считается покровительницей домашнего очага. Изображается с белым лотосом или с корзиной цветов. Покровительница домохозяек, торговцев цветами и садовников.

   Еще один жезл - на все тех же грибах сидят трехлапые жабы с монетами в пасти.

Легенда гласит, что в одной деревне в колодце поселелась злобная нечисть, оставившая крестьян без воды. Проходивший мимо святой Люхар сказал, что сумеет им помочь. Он привязал к прочной веревке монету и опустил ее в колодец. Жадность волшебной жабы была так сильна, что, вцепившись в монету, она уже не могла разжать челюсти, и Люхар вытащил ее наружу. С тех пор считают, что изображение трехлапой жабы с монетой в пасти притягивает богатство.

    Богатство представлялось китайцам (как, наверное, и многим людям) недостаточным для счастья без долголетия. Поэтому изображения персиков  - символов долголетия встречаются часто.

На этом жезле богатство символизируют летучие мыши (омоним иероглифа «богатство»).  Здесь же - гранаты - пожелания многочисленного, как зерна граната, потомства  - и пальчиковый лимон - символ Будды, пожелание чистоты и просветления. Еще один жезл - с тем же набором благопожелательных символов.

   Еще один деревянный жезл, украшенный перламутром и резными канями.

Здесь изображены персик бессмертия, гранат - символ многочисленного потомства и тыква-горлянка, пожелание обретения мудрости и спокойствия.

В заключение статьи хочется пожелать всем исполнения желаний, независимо от того, есть ли у вас специальный инструмент - жезл жу-и.

Все представленные выше жезлы можно купить в антикварном магазине Сто веков (www.100vekov.ru)!



 Александр Дубровин.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сделать заказ